#AgriTech

Шаг в направлении климатической нейтральности с HVO

#AgriTech

Шаг в направлении климатической нейтральности с HVO

Шаг в направлении климатической нейтральности с HVO

Двигатели внутреннего сгорания часто оказываются в центре дебатов об изменении климата и устойчивом развитии. «Проблема не в двигателе, а в ископаемом дизельном топливе», – объясняет специалист по стратегии развития продукции CLAAS Патрик Албрэнд.

Электромобили уже утвердились в качестве альтернативы транспорту с двигателями внутреннего сгорания на дорогах. Но использовать их для решения энергоемких задач в сельском хозяйстве в обозримом будущем не получится по одной простой причине: если перевести на питание от аккумулятора, например, кормоуборочный комбайн, он станет вдвое крупнее и тяжелее и поэтому будет причинять гораздо больше вреда почве. Дело здесь в обычной физике: плотность энергии у аккумуляторов значительно ниже, чем у жидкого топлива.

Топливо, напрямую заменяющее дизельное, из остатков и отходов

Таким образом, один из многообещающих подходов к декарбонизации сельского хозяйства заключается в переходе на экологичное жидкое топливо, такое как HVO (гидрированное растительное масло). Это простой шаг, не требующий больших инвестиций и позволяющий значительно сократить выбросы CO2 в сельском хозяйстве без модификаций, вложений и нового машинного оборудования.

HVO изготавливается путем химической обработки отходов, например растительных остатков и отработанного пищевого масла. В отличие от традиционного биодизеля из рапсового или другого растительного масла, это топливо не конкурирует с производством пищевых продуктов и корма для животных. При этом сокращение выбросов CO2 достигает 90%. При сжигании этого топлива в атмосферу выделяется столько же CO2, сколько растения забрали из нее в процессе роста.

Преимущества в агротехнике

По сравнению с электрическими и водородными двигателями HVO – простое и экономичное решение, особенно в тех областях, где требуется высокая производительность и многочасовая эксплуатация. Транспорт, работающий от аккумулятора, для этого пока не подходит. «Поскольку квалифицированной рабочей силы не хватает, а продуктивность надо наращивать, в сельском хозяйстве и впредь будет не обойтись без больших эффективных машин с высоким КПД, оснащенных двигателем внутреннего сгорания», – считает эксперт CLAAS Патрик Албрэнд. Аккумуляторы годятся для небольших тракторов до 150 лошадиных сил. «А для машин средней и высокой мощности по-прежнему нужно будет экологичное жидкое топливо», – говорит он.

В целом, HVO и сейчас позволяет экономить: если сельскохозяйственное предприятие среднего масштаба полностью перейдет с ископаемого дизельного топлива на HVO, вложений в инфраструктуру не потребуется. Можно просто и дальше использовать уже имеющиеся дизельные насосы. Будь то ископаемое или экологичное топливо, второй насос не нужен. «В зависимости от конструкции могут потребоваться умеренные затраты: около 8 000 евро», – говорит Албрэнд, сравнивая эту сумму с «40 тысячами евро, которые фермеры вкладывают в создание инфраструктуры для зарядки электрического транспорта, а для водородного – во много раз больше».


HVO – малоизвестное топливо

«Широкая общественность почти ничего не знает об HVO, потому что купить это топливо на заправках в Германии пока нельзя», – объясняет Патрик Албрэнд. Такая возможность появится в 2024 году: соответствующие изменения в законодательстве уже анонсированы. «Только тогда это топливо окажется у всех на виду и на слуху», – убежден наш эксперт.

Остается вопрос стоимости, вдвойне затрагивающий фермеров. Цена HVO привязана к цене дизельного топлива и сегодня превышает ее примерно на 15 центов. «К тому же, фермеры сейчас получают субсидии на ископаемое дизельное топливо», – говорит Патрик Албрэнд. Правительство возвращает предприятиям 21,48 цента за каждый литр, но только ископаемого топлива для дизельных двигателей, а не HVO.

Сельскохозяйственная отрасль получает неверный сигнал с политической точки зрения

Это неверная политическая трактовка, говорит специалист по стратегии CLAAS Патрик Албрэнд: «Имеет смысл распространить субсидии, направленные на закупку дизельного топлива для сельского хозяйства, и на экологически чистое топливо: HVO». Почему этого ещё не произошло? «Потому что политики пока отдают предпочтение приводным системам без вредных выбросов на местном уровне. HVO к их числу не относится. Но, если посмотреть на транспорт на дорогах, сокращение выбросов CO2 при переходе на HVO достигает 90%», – утверждает наш эксперт.

В результате фермеры оказываются перед выбором: платить и дальше примерно на 36 центов меньше за литр дизельного топлива или перейти на более экологичное HVO, до сих пор не получившее политической поддержки. «Фермеры разбираются в математике», – говорит Албрэнд, обращаясь к органам власти.

И все же нам уже встречаются истории успеха: виноделы и владельцы овощных и молочных ферм намеренно переходят на HVO ради экологической чистоты. Это позволяет им сократить выбросы CO2 и поставлять экологичную продукцию.

Польза для экологии уже при отгрузке техники с HVO

Усилия CLAAS, направленные на защиту окружающей среды, уже приносят плоды: с октября вся сельскохозяйственная техника, изготовленная в соответствии с действующими нормами выбросов на предприятиях в Харзевинкеле (Германия) и Ле-Мане (Франция), поставляется с баком HVO. Эта экологичная стандартная комплектация позволяет сократить выбросы CO2 на 2 500 тонн в год. «Фермеры сами решают, чем заправлять машину дальше: HVO, ископаемым дизельным топливом или их смесью», – говорит специалист по стратегии развития продукции Патрик Албрэнд.